Договор перевозки пассажира в международном воздушном сообщении, заключенный в форме электронного билета

Расширение глобальной сети Интернет (далее – Интернет[1]) сталкивается с новыми правовыми явлениями, которые нуждаются в особом правовом регулировании, как на национальном, так и на международном уровне. В научной литературе до сих пор нет единого определения понятия сети Интернет, что порождает массу юридических споров и дискуссий. Также открытым остается вопрос, касающийся правовой природы Интернет[2] . В соответствии с действующим национальным законодательством и международными соглашениями, Интернет нельзя отнести к классическому субъекту права. Именно поэтому Интернет, вступая в различные общественные отношения не обладает организационным единством, не инкорпорирован ни в одной из стран мира и не учрежден как международная организация. В настоящей статье рассмотрен договор перевозки пассажира в международном воздушном сообщении заключенный в форме электронного билета в сети Интернет. Важно отметить, что полеты за пределами государственной территории являются предметом регулирования ст. 12 Конвенции о международной гражданской авиации (далее – Чикагская Конвенция ) от 7 декабря 1944 года. Также, при всякой международной перевозке пассажиров и багажа осуществляемой за вознаграждение, посредством воздушного судна применяются нормы Монреальской и Варшавской конвенций. Данные конвенции содержат унифицированные гражданско-правовые нормы об условиях договора международной перевозки, в рамках которого достигается цель транспортных операций – перемещение пассажира в пункт назначения. Эти отношения являются предметом регулирования международного частного права. Правоотношения, возникающие из договора воздушной перевозки пассажира являются имущественными и регулируются на национальном уровне нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также нормами других законов и подзаконных нормативных правовых актов, в частности Воздушным Кодексом Российской Федерации (далее – ВК РФ и Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее – Общие правила). Перевозчик при выполнении воздушных перевозок обязан соблюдать Общие правила (п.1 ст. 102 ВК РФ), и вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить Общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров (п.1 ст. 102 ВК РФ). По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик (авиакомпания) обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - доставить также этот багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за его провоз. Договор воздушной перевозки пассажира является публичным договором, а также договором присоединения и носит консенсуальный характер. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией (ст. 786 ГК РФ). Билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок (п.3 ст.105 ВК РФ). Поскольку билет, бумажный или электронный, является документом, подтверждающим юридический факт заключение договора воздушной перевозки, за его достоверность несет ответственность перевозчик (авиакомпания). Воздушная перевозка пассажира включает в себя период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром (статья 117 ВК РФ).
В соответствии с Монреальской конвенцией перевозчик сам вправе выбирать наиболее выгодные технические средства, пригодные для оформления перевозочной документации, чем обычно принято. Если используются такие другие средства, перевозчик предлагает представить пассажиру письменное изложение информации, сохраненной таким образом (п.2 ст. 3 Конвенции). Несоблюдение положений предыдущих пунктов не затрагивает существования или действительности договора перевозки, который тем не менее подпадает под действие правил настоящей Конвенции, включая правила, касающиеся ограничения ответственности (п. 5 ст. 3 Конвенции).
Для приведения в соответствие с международными стандартами развитых стран национального законодательства и внедрению новейших технических и научных достижений, предлагается ратифицировать Россией Монреальскую конвенцию. Перечень технических средств, пригодных для оформления перевозочной документации таким образом останется открытым. Это в свою очередь позволит перевозчику (авиакомпании) разработать и внедрить более совершенные механизмы для заключения договора воздушной перевозки с использованием самых совершенных научных исследований.

Литература:

[1] Согласно сведениям, приведенным в Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг, ожидается, что к 2010 году в России количество активных пользователей Интернет будет насчитывать более 26 млн. человек // Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг в Российской Федерации// Размещена на сайте Правительства Российской Федерации по адресу: http://www.goverment.ru/
[2] Истоки компьютерной сети Интернет отнесены к 1969 году, когда Агентством Министерства обороны США был инициирован проект ARPANET (Advanced Research Projects Agency Network), основной функцией которого было создание информационной сети способной функционировать в условиях атомной войны.
[3] ICAO Doc. 7300/9; Конвенция о международной гражданской авиации// Международное воздушное право. Кн. 1.- М.: Наука, 1980. С. 280 - 316.
[4] ICAO Doc. 9740; DCW Doc No 57, 28/5/99; русский текст Конвенции см.: Московский журнал международного права. 2001. №1. С. 314-399.
[5] Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. VIII.- М., 1935. С. 326 - 339.
[6] Согласно п.4. ст. 15 Конституции Российской Федерации, п. 2 ст. 7 ГК РФ, ст. 3 ВК РФ, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные внутренним законом, то применяются правила международного договора.
[7] СЗ РФ. 1997. №12.Ст.1383
[8]Приказ Минтранса РФ от 28.06.2007 №82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»// Рос. газ. 2007. 10 октября.

Автор: Атаманов А.К./ Atamanov A.K.
Язык: Русский
Место публикации: Россия, город Санкт-Петербург

T R A N S P O R T E D

Главная Бронирование билета Погода Публикации Контакты
Русский язык (интерфейс) русский язык English language (interface) english language 383-523-883 youavia

©Transported 2003-2012. Научно-инновационный сайт по воздушным перевозкам. Все права защищены.
©Transported 2003-2012.
Вэб-дизайн и креатив.