Ответственность авиакомпании (перевозчика) перед пассажиром воздушного судна по договору перевозки

Правоотношения возникающие из договора воздушной перевозки пассажира являются имущественными и регулируются нормами Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ), а также нормами других законов и подзаконных нормативных правовых актов, в частности Воздушным кодексом РФ[1] (далее – ВК РФ) и Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»[2] (далее – Общие правила). Перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать Общие правила (п.1 ст. 102 ВК РФ), и вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить Общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей (п.1 ст. 102 ВК РФ)
Договор воздушной перевозки пассажира является публичным договором и в части защиты прав пассажира применяется Закон РФ «О защите прав потребителей»[3].
По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик (авиакомпания) обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - доставить также этот багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за его провоз. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией (ст. 786 ГК РФ). Билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок (п.3 ст.105 ВК РФ). Воздушная перевозка пассажира включает в себя период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром (ст. 117 ВК РФ). Ответственность авиакомпании (перевозчика) перед пассажиром воздушного судна по договору перевозки
Ответственность авиакомпании (перевозчика) перед пассажиром по договору воздушной перевозки может определяться нормами национального законодательства, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами. Статья 117 ВК РФ регулирует ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира воздушного судна, которая отсылает к гл. 59 ГК РФ, если законом или договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика (ст. 800 ГК РФ).
Ответственность авиаперевозчика подпадает под ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности, и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (статья 1079 ГК РФ).По статистическим данным Международной ассоциации воздушного транспорта (International Air Transport Association) в 2008 году количество жертв погибших в авиакатастрофах по сравнению с 2006 годом сократилось почти на треть, однако увеличилось число авиационных происшествий[4].
Для приведения в соответствие с международными стандартами развитых стран национального законодательства и снижения риска воздушной перевозки пассажира, законодателю необходимо ратифицировать Монреальскую конвенцию[5], регламентирующую возмещение вреда при международных авиаперевозках. В судебной практике сегодняшнего дня имеет смысл в части обоснования цифр возмещения вреда использовать заключения ученых, специализирующихся на оценке экономического эквивалента стоимости жизни человека[6].

Литература:

[1]Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.02.1997)// Собрание законодательства РФ от 24.03.1997. №12. ст. 1383.
[2]Приказ Минтранса РФ от 28.06.2007 №82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.09.2007. №10186)// Российская газета. 10.10.2007. №225.
[3]Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»// Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. №3. Ст. 140.
[4]http://www.iata.org
[5]Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, Монреаль, 28 мая 1999 года.
[6]Трунов И. Возмещение вреда жертвам авиакатастроф// Законность 2006. №12.

Автор: Атаманов А.К.
Язык: Русский
Место публикации: Россия, город Санкт-Петербург

T R A N S P O R T E D

Главная Бронирование билета Погода Публикации Контакты
Русский язык (интерфейс) русский язык English language (interface) english language 383-523-883 youavia

©Transported 2003-2012. Научно-инновационный сайт по воздушным перевозкам. Все права защищены.
©Transported 2003-2012.
Вэб-дизайн и креатив.